Урок 3. Значение слуха
Для пения, так же как и для обычной речи, необходимо как создавать, так и воспринимать звуки. Певцам необходим музыкальный слух – способность человека воспринимать «музыкальную речь» и осознавать ее образно-выразительный смысл.
Музыкальный слух основывается, прежде всего, на умении различать и воспроизводить относительную высоту музыкальных звуков. Развитие относительного слуха достигается активным слушанием музыки, игрой на музыкальных инструментах, пением и занятиями сольфеджио. Реже встречающийся абсолютный слух правильнее было бы назвать абсолютной памятью на высоту звука: люди, обладающие таким слухом, точно узнают высоту каждого отдельного звука, не сравнивая его с каким-либо другим.
Для развития певцов и музыкантов большое значение имеет внутренний слух, т. е. способность внутренне слышать музыку, а также, умение мысленно ее воспроизвести.
Распространены случаи, когда человек, имея обостренный общий слух, в то же время, не в состоянии чисто спеть простую мелодию. Бывает и наоборот, когда человек, не обладая остротой звуковых ощущений, или даже имея дефект слуха, но в то же время улавливает и различает тончайшие оттенки музыкальных звуков.
Качество общего и музыкального слуха определяется психофизиологическим устройством человеческого организма, в то же время, музыкальный слух поддается развитию. Вокальным слухом никто от природы не обладает, это специфический навык, который нужно специально вырабатывать и тренировать.
Звуки, воспринимаемые органами слуха, являются раздражителями для нервных клеток, которые влияют на работу органов голосового аппарата.
Между слухом и голосом существует двухсторонняя связь: голос не может формироваться без участия слуха, также и слух не может развиваться без участия голосовых органов.
Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов. Слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.
При формировании и развитии вокальных навыков коррекция работы участвующих органов происходит постоянно: отменяются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные, правильные движения. Весь этот процесс возможен только под контролем слуховых, мышечных и резонаторных ощущений.
|